МИР ЛЕГЕНДАРНОГО ФАРФОРА MEISSEN

07.03.2017
Boutique antique прикоснулся к трехсотлетней истории легендарной фарфоровой мануфактуры Meissen, посетив закрытый показ лимитированных произведений искусства Meissen couture.
В мире традиций легендарного дома Meissen ничего не меняется уже три сотни лет. Основная мануфактура всё также располагается в небольшом городке Мейсен близь Дрездена. Она хранит верность основным принципам производства — филигранного ручного труда. Процесса длительного и кропотливого. Сначала формовая масса для будущих изделий подготавливается в течение нескольких месяцев. Рабочая модель, состоящая из нескольких отдельных элементов, таких как ручки, носик, цветы и так далее, выполняется вручную разными мастерами. В дальнейшем все части собираются воедино и начинается процесс декорирования.
Перед обжигом изделие проходит длительную сушку (около месяца), чтобы не образовались микротрещины на поверхности. Далее модели обжигаются дважды при высоких температурах. Что интересно, в прошлые века, когда на мануфактуре были обычные печи и отсутствовала возможность задать точную температуру в топке, многие прекрасные изделия взрывались при процессе обжига. Это было поистине искусством — научиться выдерживать правильную температуру в печи. Когда изделие обрело необходимую прочность, потеряв лишнюю воду, уменьшившись на 20 процентов, оно готово к декорированию. Краски для производства изготавливают по старинной рецептуре трехсотлетней давности, которая предполагает ручное смешивание компонентов. При росписи изделий мастера не имеют права на ошибку. Если рисунок наносится под глазурь, то краска сразу впитывается и исправить рисунок никак нельзя. После просушки расписанного изделия, его покрывают прозрачной глазурью и подвергают политому обжигу. При этом керамические краски на этом этапе меняют свой оттенок. Художники должны заранее предугадать, как изменится цветовая гамма изделий. Если рисунок наносят на глазурь, то посредством трех разных обжигов, он соединяется с глазурью в единое прочное целое. В завершении все фарфоровые изделия, как и триста лет тому назад клеймяться символом Meissen — скрещенными синими мечами. А работают над созданием произведений всё также самые лучшие мастера своего дела.
Изделия из белого фарфора Meissen всегда значили больше, чем просто декор дома. Красной нитью они проходили сквозь века, оставляя след в истории жизни европейской аристократии. Изначально правитель Саксонии, Август Сильный, поручил алхимику Йохану Фридриху Беттгеру раскрыть тайну получения золота, но успеха не случилось. В дальнейшем плененный Беттгер под контролем ученого Эхренфрида Вальтера фон Чирнхауса открыл рецепт драгоценного белого фарфора, которым ранее владел только Китай. Это произошло в 1710 году в городке Мейсен. С тех самым пор в мастерских Meissen началась работа по созданию не просто фарфора, а легендарных предметов быта и произведений искусства.
В изделиях воссоздавались целые сюжеты и легенды. Например, религиозная композиция Eustachius рассказывает предание, как язычник Евстафий Плакида на охоте за оленем воозрел образ Христа. Набожные европейские аристократы непременно украшали свои дома подобными фарфоровыми статуэтками. Фарфоровую скульптурную композиции на тему «Пастушка и пастух», нарочито ставили на видное место, чтобы создать игривую романтическую атмосферу на тайном свидании. Но самой знаменитой темой Meissen был орден мопса. Началось все с подарка Августа Сильного своей фаворитке белого фарфорового мопса. В то время Август Сильный был покровителем масонского ордена и мануфактуры. Он часто дарил членам ордена изделия, в которых присутствовали мопсы. Это был знак особого расположения, доверия и дружбы, куда входили лишь избранные. Как известно в масонский орден допускались только мужчины, но существует версия, что желающих попасть в него дам стало настоль много, что Клемент Август специально организовал для них некое подобие масонской ложи. Оно носило название Mopsorden. Выбрано оно было не случайно. В то далекое время мода на мопсов была впечатляющей. Практически каждая аристократка владела этой породой собак. Они следовали за своими хозяйками всюду. Интерьеры домов украшались фарфоровыми статуэтками с мопсами. Неудивительно, что масонскую ложу назвали в их честь.
Быть владельцем фарфоровых изделий Meissen всегда было крайне почетно. Это говорило о богатстве и статусе владельце дома. Для замка Людовика Баварского Schloss Herrenchiemsee мануфактура произвела уникальную многоярусную белую люстру, украшенную пышными зелеными цветами и целый фарфоровый кабинет. Чертежи этой люстры были сразу уничтожены, дабы никто не смог повторить ее вновь.
Говоря о невообразимых в своей сложности и искусности композициях и скульптурах, нельзя не вспомнить о знаменитом Иоганне Иоахиме Кендлере. С 1731 года он был главным модельером в мейсенской фарфоровой мануфактуре. Именно он создал самые знаменитые скульптуры Meissen. Благодаря ему в работах Meissen разворачивались самые разнообразные сюжеты и миниатюры. Эпоха Кендлера оказала огромное влияние на развитие европейского художественного фарфора. В 1753 году Иоганн Иоахим Кендлере разработал серию статуэток «Обезьяний оркестр», которая по сей день остается популярной. Ансамбль состоит из 21-ой обезьянки в стиле барокко. Разодетые в пышные кружева, кафтаны, дамские платья, большие напудренные парики, обезьянки неистово играли на скрипках, дудели в дудки, били в барабанные тарелки, танцевали и пели в безумной веселье. Конечно же самой знаменитой покупательницей «Обезьяньего оркестра» была Мадам де Помпадур. Нашей галерее Boutique antique посчастливилось стать обладателями прекрасных 4-х обезьянок из оркестра. Одна из них играется на дудке, вторая одетая в дамской платье танцует с нотами в руках, третья в обличии уличного музыканта тащит на себе барабаны, четвертая — неистовый дирижор.
Хотелось бы отдельно рассказать про новый этап в жизни Meissen. В 2008 году с приходом нового руководителя Кристиана Курцке началась новая веха в истории мануфактуры — эра Meissen couture. Познакомиться с которой посчастливилось нашей галерее Boutique antique на закрытом показе.

Meissen couture включает в себя несколько люксовых линий, которые выходят за рамки классического белого фарфора. Это ювелирные украшения Meissen Couture Joaillerie с коллекцией изящных колец, сережек, часов, подвесок из фарфора, золота и бриллиантов. Направление Meissen Couture Home Collection с впечатляющей линейкой товаров для декорирование интерьера. Линия Meissen Couture Home Deco включает в себя прекрасные коллекции сервизов из тонкого фарфора расписанных в ручную в китайском, марокканском стилях, в «луковичном» узоре, рельефный лебединый, в классических форма. Meissen Couture Italia еще одна дань роскоши и мотивам изделий мануфактуры Мейсен — линия женской одежды и аксессуаров. Отдельно хочется выделить столь ценную для коллекционеров — Meissen Couture Art Collection. Это лимитированная линия фарфоровых изделий, которая обновляется каждый год и воссоздается на основе старинных архивных эскизов мануфактуры. Например, чайник, усыпанный цветами калины разработали к 300-летию Meissen. Мастера объединили се виз 1740 года и вазу, украшенную знаменитым декором «Снежный ком» — похожий на белые цветы калины. В 1739 году его разработал Иоганн Иоахим Кендлере.

В 2010 году появился новый важный проект для мануфактуры — направление Meissen Couture art Campus. Главной идеей, которого является сотрудничество Meissen с молодыми и талантливыми художниками и скульпторами. Например, скульптор Владимир Каневский создал умопомрачительные в своей изящности фарфоровые цветы деликатнейшей ручной работы. Джэн Рэй представила фарфоровые топоры, украшенные несметным количеством цветов. Франк Михаэлис продолжает экспериментировать с кристальной глазурью и цветовой органикой варьирируя различные методы и время обжога и нетрадиционные методы проектирования. Все эти новые талантливые художники наполняют новыми идеями живую легенду — мануфактуры Meissen.