НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ ВЕДЖВУД

15.04.2018
Фарфор всегда считался символом изысканности, благородства и утонченности вкуса, хрупкой красоты. Настоящей же «звездой» в данной области стала анлийская фирма Веджвуд и Сыновья (англ. Wedgwood, Josiah Wedgwood and Sons), которой мы и решили посвятить новую статью
Фарфор был изобретён в Китае в IV-VI веках. В Западной Европе, во Флоренции, под патронатом Медичи в XVI веке открыли мягкий фарфор со светлым черепком, покрытым свинцовой глазурью. Внешне он походил на венецианское молочное стекло и расписывался кобальтом. Подлинным переворотом в истории западноевропейского фарфорового производства стало изобретение в 1709 году немецким алхимиком И. Бетгером совместно с физиком Э.Чирнхаузом твёрдого фарфора.
В XVIII веке мировое признание получил английский фарфор и с тех самых пор именно он является синонимом изящного и аристократичного интерьера. Настоящей «звездой» в данной области стала анлийская фирма Веджвуд и Сыновья (англ. Wedgwood, Josiah Wedgwood and Sons). Именно ей посвящена масштабная выставка во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Кураторы продемонстрировали произведения из собрания Музея Леди Ливер (Ливерпуль), ранее не покидавшие пределы страны, а также уникальные и редкие экспонаты из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской Галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, из дворцов-музеев Москвы и пригородов Санкт-Петербурга (Царского Села, Павловска, Петергофа, усадеб Останкино, Кусково, Коломенское). Идея выставки – продемонстрировать на примере впечатляющего опыта основателя компании Джосайи Веджвуда важность творческого мышления в области искусства, науки и предпринимательства.
Экспозиция объединила свыше трехсот предметов высокой художественной работы: ювелирные изделия, образцы мебели, костюма, произведения живописи и графики XVIII–XIX вв. Посетители имели уникальную возможность увидеть один из трех известных в мире мраморных каминов с плакетками работы Флаксмена в голубой яшмовой массе, сохранившийся в первозданном виде; фарфоровые пласты с живописью художника-анималиста Джорджа Стаббса; два овальных медальона с портретами Екатерины II и Петра I; предметы из знаменитого сервиза «Зеленая лягушка» Екатерины II, состоящего почти из тысячи деталей. Кроме того, на выставке можно будет увидеть одно из самых совершенных воспроизведений Веджвуда в черной базальтовой массе знаменитой Портландской вазы (античный римский оригинал в технике цветного стекла, принадлежал семье Барберини, герцогам Портландским, ныне – в Британском музее). Еще одним уникальным экспонатом из коллекции Музея Леди Ливер станет шедевр позднего творчества Томаса Гейнсборо – «Портрет герцогини Кумберлендской», поражающий виртуозностью исполнения, изысканностью цветовой гаммы и благородством модели. В российский собраниях находится всего лишь одно творение мастера.
И немного об истории этой необыкновенной компании. Фирма Веджвуд была основана Джозайей Веджвудом в 1759 году. В 1765 году Дж. Веджвуд создаёт на своей фабрике образцы сервизов, вызвавшие интерес у английской королевы, после чего за работой веджвудских фабрик закрепилась слава «королевских товаров». Уже в следующем, 1766 году Дж. Веджвуд получает разрешение на строительство завода в графстве Стаффордшир, в местечке, получившем название Этрурия, (ныне пригород города Сток-он-Трент). В России веджвудовский фаянс получил известность благодаря приобретённому Екатериной II в 1773 году «Сервизу с зелёной лягушкой» для Чесменского дворца. При изготовлении своей посуды Дж. Веджвуд пользуется новыми технологиями и усовершенствованиями, в связи с чем в 1783 году был принят в члены Королевского научного общества. Как правило, сервизы выходили в римской, греческой или египетской стилизации. Особенной популярностью в высшем обществе XVIII—XIX веков пользовалась фарфоровая посуда, произведённая под «китайский фарфор» (bone china). В 1987 году фирма «Веджвуд» объединяется с ирландским производителем хрустальных изделий Уотерфорд Кристал (Waterford Crystal), образовав компанию «Уотерфорд Веджвуд». В мае 1906 года при старинной фабрике веджвудской посуды в Этрурии, Стаффордшир был открыт Веджвуд-музей (ныне в городе Сток-он-Трент).
Джосайя Веджвуд был не просто cоздателем произведений керамического искусства, он являлся одновременно художником, изобретателем и предпринимателем. Именно эти таланты и сделали продукцию Веджвуд символом превосходного вкуса, английских традиций и культуры. Все эти понятия эстетических ценностей наряду с традициями и качеством очень близки и нам. Мы считаем фарфор идеальным и тонким дополнением к абсолютно любому интерьеру, от минималистичного и современного до стиля барокко-рококо. Мы гордимся своим сотрудничеством со старинной компанией Веджвуд и рады предложить вам изделия этой компании.